Мария Фаликман
Конечно, просто сделаться капризным,
по ведомству акцизному служа...
(И. Бродский "Одной поэтессе")
Вам не пристало заниматься устным счетом.
Пускай игрок, когда расплачиваться нечем,
за неудачи мрачно сводит счеты с чертом,
поочередно помечая чет и нечет
печальным взглядом. И в надежде замирает,
пока волчок щекочет нервы. И привычно
считает выигрыш, забыв, что не играет.
Кредит исчерпан. Счет окончен. Будь первично
его мышление, все было бы иначе.
Однако правила игры и здесь, и в целом
определяет бытие. А это значит,
что будут вечно находиться под прицелом
таких случайностей, похожих на законы,
его тщеславие, мечты, причастность к свету.
Но он считает. И сюртук его суконный
испачкан мелом. Как положено аскету
и чудаку, он ничего не замечает -
и вот такой-то чепухой, почти что бредом,
столь увлечен, что даже выпить с Вами чаю
не согласился бы в ущерб чужим победам.
А Вам - к чему Вам заниматься устным счетом?
Ну, разве только чтобы гнев сменить на милость,
в который раз услышав в очереди "Че там?"
взамен привычного для слуха "Что случилось?"
и промолчать. А через час, знакомясь с прессой,
в перепечатке из научного журнала
прочесть отчаянный призыв: "Несите крест свой!
Культура гибнет, черт возьми! Осталось мало
тех, кто считает абсолютно неэтичным
родную речь лишать того, что ей присуще,
согласно классикам". Остаться апатичным
Вам не позволит оглушительность растущей
волны предчувствий новых стычек с коллективом -
и только там покой, должно быть, обретете,
где "Отче наш" по вечерам, речитативом,
звучит отчетом о проделанной работе.
Так предоставьте заниматься устным счетом
тем, кто обучен. Пусть давно не сообщали,
чтоб счетоводу дали орден "Знак почета".
(Ну, пусть не дали, пусть хотя бы обещали... )
Поверьте на слово, они всегда найдутся,
причем легко, без обращенья к крайним мерам.
Оставьте счеты и счета. Не стоит дуться
на датских принцев, что служили Вам примером
того, как следует решать вопросы чести.
И, ради Бога, не сочтите за бестактность
мое вмешательство. Вы знаете, что вместе,
пожалуй, легче, чем отдельно: уж и так нас,
и этак пробовали вылечить, но тщетно.
А впрочем, стоит ли держаться середины?
Во всех религиях безумие священно.
Мир бесконечен. Бог и Истина едины.
Осень 1998 / 4-5 марта 1999 |
|