Гиви Чрелашвили
Знал бы кто из жрецов: для чего и зачем к ним попал белый бык?
А Дедал, видно, знал. Он скучал, но молчал, он болтать не привык.
В этот день дочь царя, жрица снов и луны, (2) справить культ не пришла,
Лабрис (3) так и лежал. Лег Лелап (4) между лап. И сползла с неба мгла.
Минос зол. Больше чтят не его, а жену. (5) Та добрей, хоть и блядь.
Царь-то сам не скучал и поял всех подряд, был он рад всех поять,
Тут еще, как на зло, белый бык взял жену, (6) ведь красив же, стервец!
Зря его он тогда не убил, ведь просил сделать так главный жрец.
Снова шторм у брегов, злится бог, Зевса брат, (7) гнев на Кносс (8) гонит он.
"Белый бык – корень зла, не его ль в том вина ? – крикнул царь через стон, –
Выбить мозг из него б, как из пса, вырвать уд, да к тому ж и язык!
Только где эта тварь ? Бык удрал. Кто бы знал где сейчас белый бык?"
Минос спит. Странный сон видит он: сын жены – бог и бык, Мин и тавр. (9)
Не к добру это всё, быть беде, ведь в саду у него высох лавр. (10)
Сын воскрес, (11) но ему быть царем не дано, ведь уже лавр усох.
Крит падет, царь умрет, все умрут: Федра, (12) Главк, даже бык, даже бог.
18 октября 2007 г.
(1) Критской стопой (или кретиком, или амфимакром) называлась трехсложная стопа,
у которой два долгих слога окружают с двух сторон краткий.
Иными словами, в стопе первый и третий слоги – ударные, а второй – безударный.
Характерной особенностью критского стиха (или кретика) является то, что его можно
читать как дактилем (у которого первый слог ударный, а остальные два – безударные),
так и анапестом (у которого первые два слога безударные, а последний третий – ударный).
Критский гекзаметр – это шестистопный кретик.
(2) Дочь царя, жрица снов и луны – Ариадна.
Как особа царской крови, была жрицей критского сакрального культа (возможно, культа быка),
при котором жертвенное животное убивалось лабрисом.
Жрица передавала лабрис жрецу, который убивал священное жертвенное животное, после чего
жрец уходил в добровольное изгнание, а лабрис объявлялся "виновным" и выбрасывался в море.
(3) Лабрис – топор с двумя симметричными лезвиями.
Являлся важнейшим символом критских религиозных культов и был орудием для убийства жертвенных
животных.
(4) Лелап – охотничья собака Миноса, принадлежащая ему до того, как он подарил ее Прокриде.
Лелапа подарила Миносу богиня охоты Артемида.
Этот пес был наделен божественным даром: всех, кого он преследовал на охоте,
становились его добычей, ускользнуть от него не могло ни одно животное.
(5) Пасифая, жена Миноса.
(6) Согласно мифу, Минос вызвал обиду Посейдона, не пожертвовав тому белого быка.
Минос был так поражен красотой этого быка, что ему стало жаль приносил того в жертву Посейдону.
Вместо этого быка царь Крита принес в жертву Посейдону другого. В отместку Посейдон сделал
так, что жена Миноса, Пасифая, воспылала страстью к этому белому быку.
Есть, правда, другая версия мифа, по которой ужасную страсть к быку у Пасифаи
вызвала Афродита, ибо жена царя несколько лет подряд не умилостивляла богиню любви
и не оказывала ей надлежащих почестей.
Удовлетворить страсть Пасифае помог Дедал. Он построил пустотелую деревянную корову, обтянув ту
коровьей шкурой. В корпусе этой коровы была складная дверь, через которую Пасифая забралась
вовнутрь.
Корова была установлена недалеко от того места, где пасся белый бык.
Тот взобрался на корову, и Пасифая удовлетворила свою страсть. Через положенное время у нее
родился Минотавр – чудовище с бычьей головой и человеческим телом.
(7) Зевса брат – Посейдон, бог морей.
(8) Кносс – древняя столица Крита.
(9) Мин – один из самых древнейших египетских богов, бог плодородия.
Мин – это фаллическое божество.
С Мином также отождествляется повелитель вод Себек, и по этой линии
его можно отождествить с греческим Посейдоном.
Сохранившая статуя Мина является самым ранним из дошедших до нас
изображений египетских богов.
Эпитет Мина – "телец своей матери", ибо Мин был одновременно и мужем своей матери.
Со временем Мин стал творцом мира, царем богов.
Древнекритская цивилизация, будучи старше древнегреческой, имела издавна связи с Египтом,
ибо критяне были превосходными мореплавателями.
Минос – это не только имя знаменитого царя Крита.
Это фактически синоним критского царя, название царского титула в предшествующие царю Миносу
времена.
С другой стороны, белый бык, согласно мифу, появился на Крите, выйдя из пучины морской.
Он был послан богом Посейдоном. Поэтому, согласно другой версии мифа, в образе белого быка в то
время, как он вступил в связь с Пасифеей, был сам бог Посейдон.
Тавр (греч.) – бык.
"Минотавр" можно перевести как "бык Миноса", так и "бык Мина".
(10) Лавр был символом царской власти.
(11) Воскресший сын – это Главк, сын Миноса и Пасифаи.
Согласно мифу, будучи малышом, Главк упал в большой кувшим с медом и утонул.
Воскресить Главка удалось аргивянину Полииду, который был в это время на Крите.
Полиид убил змею, которая подползла к телу погибшего Главка, когда того уже достали из кувшина
с медом. Но к первой мертвой змее подползла вторая, держа в пасти какую-то траву, и положила ее
на тело первой змеи. Полиид увидел, что первая змея стало медленно возвращаться к жизни. Тогда он
схватил эту траву и положил ее на тело Главка.
Таким образом Главк вернулся к жизни.
(12) Федра – дочь Миноса и Пасифаи, младшая сестра Ариадны.
Будучи женой Тесея, она стала жертвой пагубной страсти к своему пасынку Ипполиту, а когда он отверг
ее, не считая возможным и достойным для себя иметь любовную связь с женой отца, покончила жизнь
самоубийством.
|
|